Главная | Регистрация | Вход | RSS |
МБДОУ Новоселовский детский сад "Солнышко" № 25 |
|
Образовательная практика Халевиной Д.А. «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру» Проблемой познания и познавательного развития детей занимались ученые, начиная с древних времен (Сократ, Демокрит). В современном обществе вопрос познавательного развития детей дошкольного возраста вот уже на протяжении многих лет занимает одно из важнейших мест в дошкольном образовании. Актуален этот вопрос и в русле формирования у детей дошкольного возраста готовности к школьному обучению. Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены 5 основных видов образовательной деятельности на занятиях в детском саду среди которых – познавательное развитие. С введением ФГОС в дошкольном образовании встал вопрос об изменении содержания образования, появились новые требования к познавательному развитию дошкольников. В контексте реализации ФГОС ДО важнейшей задачей педагога стала направленность образовательной деятельности и всего педагогического процесса на развитие познавательных интересов, познавательных действий и навыков, интеллектуальной самостоятельности и инициативности ребёнка-дошкольника. Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:
В дошкольном образовании идет поиск новых технологий воспитания и обучения, развития целью которых должно стать создание условий для активизации познавательной деятельности, формирование потребности в самостоятельном познании мира. Дошкольный возраст — возраст почемучек. Он наиболее благоприятный для познавательного развития детей. Вместе с тем, если не созданы соответствующие условия для реализации познавательного направления, природные возможности, как утверждает ряд учёных, нейтрализуются: ребёнок становится пассивным в восприятии окружающего мира, теряет интерес к самому процессу познания. Оптимизация познавательной деятельности детей в воспитательно-образовательном процессе постоянно привлекает внимание исследователей и нас, практических работников, поскольку есть необходимость в совершенствовании педагогического процесса в детских учреждениях. От того как воспитатель подходит к обучению детей, зависит насколько проявится и разовьется у каждого ребенка стремление познавать окружающий мир и учиться новому. Этому достойно может послужить дидактическая игра, как возможность способная помочь ребёнку усвоить знания, овладеть способами познавательной деятельности. Роль дидактической игры в познавательном развитии детей дошкольного возраста содержит в себе большие потенциальные возможности: активизирует и развивает познавательные процессы (мышление, внимание, память, воображение). Воспитывает интерес и внимательность ребят; развивает все виды способностей; вводит их в жизненные ситуации; учит делать все по правилам, формирует любознательность, позволяет ребенку проявлять самому инициативу; закрепляет знания, умения, навыки. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направить в целях решения определенных учебных воспитательных задач. Дидактические игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих основу обучения. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. Выполняя функцию средства обучения, дидактические игры могут служить составной частью занятия. Для большей эффективности я применяю эти игры на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, по формированию элементарных математических представлений.
Дидактические игры организую по плану в часы занятий. Кроме того, в часы и режимные моменты, отведенные для игр, в распоряжение детей дается разнообразный материал, с которым они могут играть по своему желанию индивидуально, небольшими группами, а иногда и всем коллективом. В плане предусматриваю подбор игр и материала для них в соответствии с общим планом педагогической работы. При выборе игр обращаю внимание на уровень подготовленности воспитанников, оперируя на уже имеющиеся представления и умения. Наблюдения за самостоятельными играми детей дают возможность выявить их знания, уровень их умственного развития, особенности поведения. Это подсказывает воспитателю, какие игры полезны ребенку, в чем он силен, в чем отстает. В дидактических играх применяю разные приемы обучения: наглядные, словесные, практические. Во время игры поддерживаю у ребёнка увлечённость игровой задачей. Для этого, становлюсь одновременно и воспитателем и участником игры. Воспитатель учит и играет, а дети, играя, учатся. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей создаю в группе предметно-развивающую среду - специальную дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, эстетики, наглядности, доступности. В группе создан игровой центр, где собраны различные дидактические игры. Поэтому периодически наполняю его материалом для применения в дидактических играх. Дидактические игры включаю в образовательную деятельность, в совместную деятельность, в индивидуальную работу. Игры для образовательной деятельности подбираю с учетом познавательного материала, который дети изучали. По математике подбираю игры с математическим содержанием требующие умственного напряжения. По развитию речи включаю дидактические игры, на развитие умения вглядываться в предмет, явление, на умение делать умозаключения и предположения. При ознакомлении с окружающим, провожу игры на закрепление знаний о сезонных явлениях, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности. Использую игры – путешествия, презентации, интерактивные игры. Всё это расширяет кругозор детей, развивает их познавательную активность: сначала происходит процесс накопления знаний, далее получаемая информация систематизируется и формируется готовность к осмыслению окружающего мира.
Проанализировав изученную мной литературу и проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей возникают затруднения в: систематизации и обобщении предметов и явлений; анализировании и умении логически обосновывать свои мысли; стремлении к познанию, в низкой мотивации к узнаванию чего-то нового; неумении организовать свою игровую деятельность; видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов. Поэтому я активизировала свою работу по теме «Познавательное развитие детей дошкольного возраста через дидактическую игру», и определила цель: создание условий, способствующих познавательному развитию дошкольников через дидактическую игру, данная цель предусматривает решение следующих задач: -формировать знания и представления об окружающем мире в процессе дидактической игры; -развивать познавательную активность, любознательность, познавательные процессы и способности. - Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности; Считаю: познавательное развитие дошкольников будет более успешным если будет подобран комплекс дидактических игр и созданы условия для эффективного их использования. Основная идея – вхождение дидактической игры в совместную деятельность педагога и детей, в самостоятельную деятельность детей для успешного познавательного развития дошкольников. Принцип: «Игра – путь детей к познанию мира…» В своей практике руководствуюсь дидактическими принципами: принцип доступности, принцип систематичности и последовательности, принцип научности, принцип развивающего и воспитывающего обучения, принцип творческой активности, принцип наглядности.
Образовательная практика Габа О.В.
Программно-методический комплект «МАТЕ:ПЛЮС». Математика в детском саду О.В.Габа Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новоселовский детский сад «Солнышко»№25 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования поставил перед дошкольными организациями новые непростые задачи. С одной стороны, педагоги должны обеспечить полноценное развитие детей в соответствии с их возрастными особенностями и возможностями, учитывая принципы самоценности детства, поддержки его разнообразия и детских видов деятельности. Это накладывает запрет на перенос в область дошкольного образования форм и методов школьного обучения, которые могут лишить детей удовольствия и игры и превратить их дошкольную жизнь в учебную рутину. С другой стороны, выдвигаются справедливое требование преемственности образовательных программ дошкольного и школьного уровня, и многих родителей волнует, чтобы их дети были хорошо подготовлены к обучению к школе. Как решить эту дилемму: сохранить детские виды деятельности и формы познания мира, прежде всего в игре и исследованиях, как того требует ФГОС ДО, и в то же время помочь детям приобрести знания и опыт, которые позволят им успешно осваивать школьную программу, сформируют надежный фундамент для учения на протяжении всей жизни? Цель программы «Мате:плюс». Математика в детском саду» - предоставить дошкольным организациям и родителям инструмент для развития математического мышления у детей, отвечающий требованиям ФГОС ДО и обеспечивающий необходимую преемственность между уровнями образования. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы каждому ребенку уже на старте дать хорошие шансы для освоения математики. Как показывают исследования, математические знания, имеющиеся у детей при поступлении в школу, оказывают решающее влияние на их дальнейшие успехи. Важно стимулировать и поддержать развитие познавательных способностей всех детей и помочь им как можно раньше развить способность структурировать знания о мире и находить связь с уже приобретенным опытом. Благодаря материалам программного комплекта «Мате:плюс. Математика в детском саду» дети знакомятся с геометрическими формами и структурами, а также с числами и арифметическими действиями. Предлагаемый программой подход опирается прежде всего на чувственный опыт детей и детские виды деятельности. Свойственное дошкольникам естественное стремление к открытиям развивается благодаря игровым занятиям, а арифметические и геометрические способности расширяются с помощью увлекательных заданий. Чтобы лучше понимать числа, требуется в том числе геометрический опыт, который дети также смогут получить в работе с материалами. По этой же причине в программе придается особое значение формированию визуальной компетентности и развитию воображения детей. Многие математические способности у большинства детей развиваются сами собой в повседневном общении со сверстниками и взрослыми. Но для развития некоторых способностей в обычной жизни слишком мало наглядных примеров, поэтому на них надо обратить особое внимание и основательно поработать. Бывает, что дети не проявляют интереса к определенному кругу знаний и даже избегают их. В конечном счете, несмотря на то, что процесс учения происходит в голове у ребенка, ответственность за его инициирование лежит на взрослых. Содержимое и структура комплекта.
- медведи (в наборе представлены фигурки медведей трех разных цветов и размеров); - игровые карточки (в комплекте находятся десять наборов карточек для многочисленных игр и заданий); -подставка для карточек (подставки предусмотрены для того, чтобы ребенок мог поставить свои карточки перед собой); - геометрические фигуры (цветные геометрические фигуры подходят для самых разных геометрических экспериментов, с их помощью можно не только упражняться в умении сортировать и сравнивать фигуры, но и создавать большие геометрические фигуры и узоры); - табло с разметкой и 20 кубиков (деревянное табло, размеченное на 20 ячеек, с четко обозначенной структурой «пятерками», помогает ребенку научиться видеть количество без пересчета); - кубики для строительства (кубики предназначены для создания трехмерных фигур); - мозаичные кубики (работа с мозаичными кубиками способствует развитию пространственного воображения, задания выполняются на плоскости, но при этом от ребенка требуется структурирование изображенных на карточках фигур из кубиков); - коробка с шариками для разложения числа (коробочка с шариками поможет освоить состав числа и даст понимание части и целого); - игральные кубики (кубик-шестигранник с изображением чисел от одного до шести в виде точек и двенадцатигранник, который состоит из двенадцати пятиугольников, на нем изображены числа от 0 до 10 и один джокер); - волчок (волчок служит для изучения вероятности); - цифровые штампы (цифровые штампы можно использовать как способ записи чисел); - штамп – картинка (с помощью штампа-картинки можно создавать узоры и схемы на бумаге и диктовать их партнеру, наглядно изображать количество); - трафарет (трафарет позволяет аккуратно рисовать фигуры); - мешочек для тактильных игр (в мешочек для тактильных игр можно спрятать различные предметы, а затем определять их на ощупь); - игровые поля (игровые поля используются в зависимости от возраста и игровой задачи); - зеркало (зеркало служит для исследования симметрии); - сюжетные игровые поля (изучая сюжетные картинки, отвечая на вопросы по ним, дети, прежде всего осваивают пространственное ориентирование); - фишки (фишки позволяют в самой простой форме наглядно отобразить количество); - тубы для фишек (поскольку дети еще не умеют сравнивать большие количества путем пересчета, можно сравнивать их по высоте в прозрачных тубах).
Все эти материала широко используются на занятиях с детьми, в повседневной жизни, а также для индивидуальной работы. Так как комплект рассчитан на полноценное использование с 4-х лет, мы в своей работе начали знакомить детей в индивидуальном порядке, подбирая соответствующие задания и игры.
С помощью материалов этого комплекта закладываются основы широкого понятия о числе. Систематическое развитие базируется на детском восприятии и действиях – это необходимая отправная точка развития математического мышления. Поэтому особенное значение придается развитию способностей детей к мыслительной деятельности и способностей-предпосылок, прежде всего к зрительному восприятию и языку. Но арифметические умения – не единственное, что развивают материалы комплекта. Скорее, с их помощью можно помочь развитию у детей умения решать проблемы в процессе размышления, в чем очень помогают математические понятия, и каждый ребенок должен это осознать. Важно помнить: введение ребенка в мир математических терминов и символов, цифр, чисел и форм происходит достаточно осторожно, как бы между делом в обычной жизни, в игре.
Литература:
|
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |